Когда менять резину на зимнюю в Украине в 2024 году | Блог СК VUSO
«Переобувание» автомобиля со сменой сезона – рутинная процедура для каждого водителя. Важно знать, когда менять шины на зимние, чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге и аварии. Это особенно актуально для тех, кто каждое утро ездит на работу или по делам на своем автомобиле.
В последние годы зимы в Украине не очень холодные, однако первые морозы наступают неожиданно. Именно в это время увеличивается количество ДТП из-за того, что водители не успели установить соответствующую сезону резину. Следовательно, своевременная замена – это вопрос безопасности на дороге.
Требования законодательства по срокам замены резины
В настоящее время в актуальных правилах дорожного движения и в законодательстве не прописано конкретное время, условия или сроки, когда нужно переходить с зимних шин на летние. Закона, прямо запрещающего ездить на летних покрышках зимой, нет. Однако вы должны помнить, что это не просто опасно, но часто приводит к серьезным ДТП.
Скорее всего, совсем скоро в нашей стране законодательно определят, когда ставить зимнюю резину. 20 февраля 2024 года зарегистрировали законопроект №11029, предусматривающий ужесточение ответственности в случае нарушения правил безопасности дорожного движения. По этому нормативному документу за использование шин, не соответствующих сезону, вы заплатите штраф в размере 1700 грн.
В этом законопроекте также предлагают за повторное такое нарушение штрафовать уже на сумму от 3400 до 8500 грн. и дополнительно лишать права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев. Пока этот нормативный документ не был введен, вам не помешает привыкнуть менять летние покрышки с наступлением холодного сезона, чтобы избежать проблем.
Есть ли сейчас штраф за езду на летних шинах зимой
Давайте заглянем в ПДД, чтобы определить, требуют ли они иметь два комплекта резины. Так, в подпункте 31.4.5 указано, что шины должны соответствовать состоянию дорожного полотна, в том числе и тогда, когда на дороге гололедица, иней или снег.
Тем не менее многие водители игнорируются переход на зимнюю резину, ведь до сих пор административная ответственность за это не предусмотрена. Однако штраф за использование находящихся в ненадлежащем состоянии шин есть. Его регламентируют статья 121 КУоАП и пункт 31.4.5 ПДД.
Согласно этим требованиям, резина не подходит для езды, если:
-
высота протектора меньше установленной допустимой. Этот показатель зависит от веса авто: до 3,5 тонны – это 1,6 мм, свыше 3,5 тонны – 1 мм. Высота протектора шины автобуса должна составлять не менее 2 мм, у мотороллера – 0,8 мм;
-
на резине имеются порезы или другие механические повреждения. При наличии шишек или других дефектов определят, что материал находится в ненадлежащем для езды состоянии;
-
тип, размер, индекс погрузочных нагрузок не соответствуют массе автомобиля в полной комплектации;
-
на одной оси установлены колеса разного типоразмера и конструкции, например радиальные рядом с диагональными или резина с шипами и без них.
Несмотря на то, что в действующем законодательстве не указано, когда переобувать машину на зиму, вы должны однозначно заменить резину, если ее протектор стерся или имеющиеся вышеперечисленные проблемы.
За невыполнение этого требования вы заплатите штраф в размере 20-40 не облагаемых налогом минимумов, а в случае повторного нарушения можно получить административный арест на 10 суток или потерять право управлять авто на 3-6 месяцев.
Почему важно вовремя менять резину со сменой сезона
Летние шины предназначены для езды по сухой или мокрой дороге, однако при высоких температурах. В холод они теряют свои свойства, поэтому сцепление с дорогой в случае езды на них ухудшается. Кроме того, из-за увеличения тормозного пути растет вероятность ДТП. При эксплуатации при низких температурах летние покрышки быстрее изнашиваются.
Однако из-за относительно теплых зим и позднего наступления холодов в Украине не все водители соблюдают правила по смене резины. Однако это вопрос собственной ответственности за безопасность на дороге. Именно поэтому откладывать переобувание нельзя, в противном случае можно не справиться с управлением на скользкой, покрытой льдом или инеем дороге.
Срок, когда нужно переобуваться на зимнюю резину, зависит от среднесуточной температуры воздуха. Если она опускается ниже +7 градусов, это значит, что пора заменить покрышки. Некоторые водители не ждут резкого похолодания и обращаются в шиномонтаж в начале октября, когда еще относительно тепло, и ездят так до первых чисел апреля.
Это достаточно практический подход по следующим причинам:
-
резкое наступление холодов не станет для вас неприятным сюрпризом. Даже если за ночь чуть-чуть приморозит, вы сможете поехать утром куда угодно, не волнуясь за безопасность;
-
вам не придется стоять в очереди и ждать, пока другие водители переобуют свои авто;
-
до наступления сезона эта услуга стоит дешевле;
-
после установки зимних покрышек у вас достаточно времени, чтобы привыкнуть ездить на них. Это особенно актуально, если у вас небольшой стаж вождения.
Некоторые водители не устанавливают резину раньше, чтобы избежать ее преждевременного износа. Однако при небольшом пробеге несколько недель, оставшихся до наступления нужной среднесуточной температуры, не повлияют на состояние покрышки. Наибольший износ бывает при температуре +20 и выше.
Какие требования по замене шин за границей
Если вы планируете путешествовать зимой по территории ЕС на своем автомобиле, вам необходимо знать основные требования по покрышкам, ведь штрафы за нарушение правил дорожного движения в других странах очень высоки. При этом нормы и требования в каждом государстве Евросоюза отличаются.
В большинстве стран, если не считать скандинавские, можно ездить без зимней резины. Однако если вы захотите заехать на определенные трассы, без специальных покрышек и цепей, вам могут отказать. Четкого регламента относительно того, при какой температуре менять резину на зимнюю, в ЕС нет.
Однако Директива 92/23 с 1992 года устанавливает понятие «M+S» ー это изделия:
-
гарантирующие хорошее сцепление с асфальтовым покрытием;
-
обеспечивают устойчивость транспортного средства на скользкой, покрытой льдом или заснеженной дороге;
-
имеют особый рисунок протектора с большими канавками в продольном направлении. Также на таких покрышках есть грунтозацепки, а расстояние между элементами делают большим.
Если вы планируете ехать на своем автомобиле в опасных условиях, большое значение имеет состав резиновой смеси протектора. Директива никак не регламентирует эти характеристики, однако следует знать, что изделия, адаптированные к зиме (снегу, льду), замечают знаком 3PMSF в виде снежинки внутри трех горных вершин.
Какие термины в разных странах
Как мы уже упоминали, требования по срокам замены и использованию сезонных шин в странах ЕС отличаются. Поэтому все зависит от того, куда именно вы планируете уехать. Рассмотрим требования разных государств ЕС относительно того, когда менять летнюю резину на зимнюю:
-
В Латвии переобувать нужно все машины весом до 3,5 тонны. Это делается в срок до 1 декабря, до 1 марта нужно ездить на зимней резине. С 1 октября по 1 мая можно использовать шипованные покрышки.
-
В Германии владельцы переобувают свои автомобили строго до 1 декабря, это обязательное требование, указанное в ПДД. Важно, чтобы шины отвечали требованиям ЕС 92/23/EWG, иначе придется заплатить штраф в 60 евро. Шипованные изделия запрещены, однако на заснеженных дорогах можно использовать цепи там, где это позволяет соответствующий знак.
-
В Эстонии зимний комплект устанавливается в период с 1 декабря по 28 февраля. С 1 ноября по 1 мая можно ездить на шипованных покрышках, но только автомобилям весом менее 3,5 тонны. Нет особых требований к использованию цепей.
-
В Австрии переобучение обязательно на период с 1 ноября по 15 апреля. В этой стране считаются летними все покрышки с глубиной протектора до 4 мм. ТС, рассчитанные на перевозку 8 и более пассажиров, переобувают с 1 ноября по 15 марта, грузовые авто (до 3,5 т.) – до 15 апреля.
-
В Финляндию на зимней резине нужно ездить с 1 декабря по 28 февраля. При этом глубина профиля покрышки должна составлять не менее 3 мм. Шипованные модели можно использовать с 1 ноября по 31 марта с ограничением скорости до 100 км/ч на автобане и 80 км/ч на других трассах.
-
В Чехии период, когда на авто должны быть установлены зимние шины, стартует с 1 ноября и завершается 1 апреля. Шипованные использовать запрещено, при этом обязательно одевать цепи для движения по заснеженной или покрытой льдом трассе с ограничением скорости до 50 км/ч.
В других странах требования отличаются. К примеру, в Польше и Румынии нельзя использовать шипованные модели. С 2011 по румынским дорогам можно ездить только на зимней резине в период с 1 ноября по 31 марта.
Можно ли ездить на зимних покрышках летом
Каждый водитель, соблюдающий правила дорожного движения, знает, что с наступлением теплого сезона покрышки нужно снова заменить. Поэтому важно знать, как и когда переходить на зимнюю резину в Украине, в какое время вернуться к летней.
Не просто так покрышкам придают определенные признаки в соответствии с сезоном. Зимние шины изготовляют из более мягкого материала по сравнению с летними. Это необходимо, чтобы обеспечить лучшее сцепление с мокрой или холодной поверхностью. При температуре выше +5 такая резина начинает плавиться, в результате:
-
увеличивается тормозной путь;
-
ухудшается управляемость автомобилем;
-
возрастает риск аквапланирования.
Если это покрышка с шипами, она сильно повреждает асфальтовое покрытие.
В Украине рассматривают вопрос введения штрафа за летнюю резину зимой. Поэтому каждый водитель должен знать, когда переобуть свой автомобиль и делать это вовремя. Лучше не ждать, пока снизится среднесуточная температура, ведь тогда на СТО могут быть большие очереди и вы просто не успеете вовремя установить нужные шины.